|
![]() |
#1 |
Участник
|
Читая очередной выпуск «Эксперт. Лучшие материалы», набрел там на статью аж 2003-го года - интервью с Юрием Пономаревым, который долгое время работал во Внешторгбанке и Госбанке СССР, возглавлял парижский Евробанк, а затем - совет директоров МБРР. В статье речь зашла об ипотеке как одном из стимулов развития финансовой системы страны, и мне показалась интересной одна мысль, высказанная, заметьте, еще в 2003-м году.
Цитата:
— Другой, не менее мощный толчок развитию финансовой системы могло бы дать развитие массовой ипотеки. Как вы относитесь к ипотечному проекту АИЖК, взявшему за основу американскую модель, основанную на рынке ценных бумаг? Насколько он интересен для банков?
— Ипотечное кредитование, безусловно, интересно для банков. Выбранная модель развития интересна тем, что ипотечные кредиты не будут обязательно висеть на балансах у банков, а смогут переуступаться ипотечным операторам, которые выпускают под их обеспечение ценные бумаги. Есть и обратная сторона медали. Когда рынок недвижимости базируется в основном на заемных средствах, то, как показывает практика многих стран, волатильность цен на недвижимость резко возрастает. Растет риск спекулятивного раздувания цен на недвижимость и земельные участки, что обычно заканчивается схлопыванием ценовых «пузырей» и массовым банкротством финансовых институтов, обремененных резко подешевевшими активами. Свежий пример — Гонконг. За последний год цены на недвижимость там упали на сорок процентов. Очень много жилья и офисных помещений в Гонконге продавалось в кредит. По мере ухудшения экономической ситуации люди начали терять доходы, у многих возникли сложности с обслуживанием кредитов, кредитующие организации забирали заложенные объекты недвижимости себе и пытались продавать их. Продавать по какой цене? По какой купят. Нагрузка на рынок со стороны продаж увеличивалась. А раз цены начинают двигаться вниз, никто не покупает жилье, все ждут, что цены упадут еще больше. Итак, предложение увеличивается, а спрос уменьшается. Рынок утрачивает ликвидность, цены пикируют вниз. Кстати, подобный опыт пережила Польша, где после сильнейшего взлета цен на недвижимость на заре польского капитализма они упали на семьдесят процентов в середине девяностых годов. Однако для России эти проблемы пока не актуальны. До первого крупного кризиса на рынке недвижимости, спровоцированного его перекредитованием, нам еще предстоит долгий путь. |
|